В этом месте не было ничего живого.
Каменный пол плавился, растекался у нее под ногами неровными, смазанными разводами жидкой ртути, выскальзывающей из-под подошв при каждом соприкосновении. От стен несло чем-то разлагающимся, сладковато-гнойным запахом недельного мяса, кислой органической гнилью, и она даже не собиралась поднимать на них взгляд. Весь этот мир представлял собой одну живую, перманентно перемещающуюся массу, испытывавшую только одно желание: сожрать ее, переварить и исторгнуть. Чтобы она стала частью этих вязких стен, частью этого неустойчивого пола. Она слышала его утробное урчание, этот похотливый чревоугодный призыв, настойчивое рвение оставить ее себе, оставить ее здесь.
Она оглядывалась через плечо, стараясь не наступать на трещинки в плитках – коридорные рыцари, выставленные по периметру словно в средневековом замке, не спали и поворачивали ей вслед головы. Металл лязгал, и изо рта их вырывался протяжный ржавый стон – двинуться с места они не могли, но пристально следили своими пустыми глазницами за ее перемещениями. Они, застыв, шептались между собой, разнося слово дальше, чтобы вся эта шевелящееся масса знала, что ее пленница на месте.
Все, что снаружи, было охвачено огнем, подпитывающимся жаром нескончаемых голосов.
***
Джин чувствует чужое присутствие, в надежде задирая голову кверху, туда, где предположительно находятся небеса и добрый, лучезарный Бог, которому мама заставляла молиться на ночь. Но небес нет – два глубоких, льдисто-серых глаза, больше похожие на бескрайние фьорды, смотрят на нее устало и внимательно, будто судья при вынесении приговора.
- Ты убила меня, - голос, Джин знает интуитивно, принадлежит обладателю глаз. Где она их видела? – Я есть Альфа и Омега, а ты убила меня, - грохочет раскатисто в несуществующем небе.
- Я убила? – неуверенно переспрашивает Джин, будто надеясь, что в этой комнате есть еще кто-то. Ей не по себе, и кажется почему-то, что она забыла что-то очень важное.
- Да.
- Как я смогла? – единственный вопрос, который приходит ей в голову. Нельзя простой смертной убить Бога. Она вот совсем не помнит, как его убивала. Значит, этого не было. Но в предполагаемом небе раскатывается зловещий, издевательский смех, и где-то там, за серыми глазами, в предполагаемых небесах запрятаны ее ответ и надежда на спасение. Никаких шансов, что она их найдет.
***
Ей казалось, что Земля крутится не в ту сторону. Кто-то взялся за нее особо активно, и запах гниения перестал быть самым мерзким ощущением в ее вселенной. Огонь снаружи все разгорался, а среди обилия голосов она все не могла отыскать сострадания. Все эти лицемеры, науськанные, служащие своему господину, который снаружи, беззаботно хохотали над не имеющими смысла шутками, хватали ее за руки своими окоченевшими трупно-синими пальцами, обвивались, будто цепкие лианы из плоти или хорьки с кровавыми глазами вокруг мертвой добычи, кажется не намереваясь прекращать. Она с трудом разбирала их слова, следя за тем, как маска из кожи постепенно сползает с их лиц, обнажая суть кровоточащих клеток; она знала, что должна, как и прежде, делать вид, что она одна из них, что всего лишь очередной голос – тогда огонь позволит ей прожить чуть дольше.
Но они касались ее, иногда под теплой кофтой и недлинной юбкой. От них несло разложением, сыростью, смертью, смрадом, должно быть, царящим в Аду Данте. И однажды ее вырвало посреди какого-то священного для них действа; антураж не менялся: повсюду были изглоданные стены и огненные фигуры без плоти, а ее вывернуло прямо на плавящийся ртутью пол. Они оглянулись, и на отсутствующих лицах их скользнула улыбка; рокот и треск голосов сделался невыносимым. Ей показалось, что из всего этого она может выделить на секунду один-единственный, и почувствовала себя на мгновение лежащей на кровати. Огонь снаружи вспыхнул, и через секунду все было по-прежнему: красная пелена и никакой возможности выбраться из этого заходящегося в трехнедельной крови и желчных выделениях пространства. И помолиться тоже некому.
***
Джин чувствует чужое присутствие, и небо над головой делается почти осязаемым. Вместе с ним становится осязаемой и боль. Джин вскрикивает, и ощущает чужой крик, будто кто-то зовет ее по имени. Вместо того, чтобы двинуться, она оказывается прикованной странного вида цепью к несуществующему столбу: цепь тянется вглубь и исчезает в темноте, и сколько бы Джин ни дергала ее, она не натягивается. Время тянется бесконечно, и она почти забывает и о себе, и о цепи, и о времени.
- Вот снова, - под нос бормочет она, когда в прорисовывающемся небе очередным отголоском топчется ее имя. Поверить, что здесь кто-то есть – слишком наивно. Она так давно здесь, что успела выучить: наивность – худший враг.
- Джин, - грохочет над головой, и она заливается слезами отчаяния. Сколько можно над ней издеваться?
- Уходи, - кричит она в пустоту. Цепь звякает, и огонь снаружи разгорается сильнее; не зайти – не выйти. Проблеск давнишнего воспоминания другой жизни вспыхивает в ее голове, и Джин заходится криком. – Нет, стой! Я знаю тебя. – Цепь натягивается впервые и жалобно поскрипывает, как рыцари вдоль коридора. Какого коридора? Какие рыцари? – Я… - Джин Грей, девочка-мутант, телепат, телекинетик, студентка школы для одаренных детей Чарльза Ксавье. – Я… - Ксавье. Профессор. – Профессор! – Это его голос? Его присутствие? Что-то было про наивность? Что было про наивность? – Чарльз! – Она уже называла это имя когда-нибудь? Нет, кажется. Но, наверное, она может, раз его знает.
Цепочка трещит, и одно звено пружинит в темноту, разгибаясь. Джин делает шаг.